Стоит сразу же отметить, что о тридцатом марта речь идет применительно к новому стилю, а по старому – это семнадцатое число месяца. Набожные христиане православной веры чтят в этот день преподобного Алексия, человека Божия, и возносят ему молитвы об исцелении от болезней, даровании смирения, благословении рыболовства, защите от укусов насекомых и ядовитых змей.
К слову сказать, если же в любой день года кто-то оказывался покусанным ими, то прикладывали лист петрушки, натирали зеленым луком или половинкой чесночного зубчика, приговаривая: «Кого укусили, за того святые просили. Не будет болеть, опухать, краснеть. Аминь».
В народном календаре святой прозывался Алексеем Теплым, Алексеем – Солнцегреем, Алексеем – Водотеком, Алексеем – с гор потоки, Алексеем – Пролей кувшин. По народным приметам, день этот отмечался началом бурного снеготаяния, потому и говорили: «Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей»; «Алексей пришёл – ледок проколол»; «с Алексея снег тает от земли, а лед – от воды».
Если день выдавался теплым, ожидали и дружной весны: «Алексей – человек Божий зиму-зимскую на нет сводит». Но если снег тает стремительно, ручьи бегут на высоких скоростях и с оглушительным шумом, предполагали, что лето предстоит «мокрое». А еще «коли холодный день на Алексея, то весна запоздает».
Дата исстари была связана как с обязательными хлопотами по хозяйству, так и с традиционными потехами. Чем же конкретно занимались славяне 17/30 марта? Это зависело от сферы деятельности. Понятно, что большинство семей было связано с несколькими, так что надо было успеть немало дел переделать, чтобы вековые обычаи соблюсти. Рыболовство По народным поверьям, в этот день «щука хвостом лед разбивает», а рыба со стана (с глубинной зимовки) трогается. Движется она к берегу, поскольку там кислорода побольше, и охотно хватает наживку. Кроме сотворения молитв, рыбацкий люд должен был для обеспечения богатого улова на весь сезон либо спрясть несколько нитей для будущей сети, либо сплести за день, от восхода до заката, специальную «обыденную» сеть.
Считалось, что именно жесткая спрессованность во времени сообщает изделию особые, «удачливые» свойства. И если прядение можно было поручить женщинам, то уж сеть делали мужички самолично.
Пчеловодство У представителей этой профессии существовало правило: «на Алексея Теплого надо ульи выносить»». Если в этот день пчелы совершали первый вылет, это воспринималось как знак щедрого медосбора. Понятно, что это было наиболее актуально для южных районов. Там же, где погодные условия не позволяли это сделать, пасечник должен был посетить пчельник (пчелиное зимовье), прикоснуться рукой к каждому улью и провозгласить: «А ну, вы, пчелы, готовьтесь: пришла пора, идите, не ленитесь. Приносите густой мед, ровный воск и частые рои, Господу Богу на свечку, а мне, хозяину, на проживание».
Огородничество День считался благоприятным для высевания семян капусты на рассаду. Справедливости ради стоит заметить, что таковых дней в календаре было несколько (например, 14 марта, 8 апреля, 6 мая, Страстная суббота), потому что учитывались и климатические характеристики региона, и лунный календарь.
Поскольку капуста занимала важное место на столе у славян, отношение к ее выращиванию было сакральным, а процесс сопровождался ритуальными строгостями. Так, труженице надо было крепко повязать голову платком, несколько раз пересыпать семена из одной руки в другую со словами «чтобы из капусты не выросла брюква», посадить их до восхода солнца и на прибывающей либо полной луне.
Подготовка к посевной Хозяева должны были озаботиться наладкой посевного инвентаря, поскольку в южных краях сразу после Алексея Теплого начинался сев овса и ячменя, а в средней полосе и в северных районах нужно было подумать о предстоящем севе загодя, чтобы без суеты и спешки подготовиться к нему.
Заготовка кормов В этой сфере день Алексея Водотека был важным для прогнозирования, потому что, по народным приметам, «каковы на Алексея ручьи, такова и пойма», то есть в зависимости от их размеров определялось, каким будет разлив, а стало быть, и обильность разнотравья на пойменных лугах.
Перевозки День Алексея Теплого считался рубежом для перехода от саней к телеге: «на Алексея санный путь рушится»; «сани покинь, телегу подвинь»; «как придёт Алексей, человек Божий, брось сани на поветь»; «на Алексея выверни оглобли из саней». Бытовало суеверие: кто сядет в сани в этот день, того они прокатят мимо исполнения желаний.
Забота о здоровье Полагалось собирать березовые почки, так как в них к этому времени накапливалось максимальное количество полезных веществ. Для этого аккуратно срезали веточки и сушили на открытом воздухе под навесом, чтобы лишь потом отделить почки – важное лекарственное средство в народной медицине. Они использовались в качестве дезинфицирующего, противовоспалительного, жаропонижающего, обезболивающего, ранозаживляющего, кровоостанавливающего, витаминного препарата и т.д.
В тех местах, где уже начинался гон березового сока, на Алексея Теплого к семейному столу непременно подавался он в свежем виде или же ставился для всех жбан медово-березового сбитня либо кваса-березовика, который, между прочим, в подполе мог храниться больше полугода, а потом использовался как «березовые щи».
Народные забавы Детвора первый раз по весне запускала в ручьях кораблики, и это было не просто веселым развлечением, но тоже имело особый скрытый смысл. Существовало поверье: если на Алексея Теплого пустить по первой талой воде кораблик, то будет семья по осени с хорошим урожаем.
Девицы-красавицы устраивали гаданья на суженого. Например, кидали на угли пригоршню соли и рассматривали появившийся рисунок. У белорусов было принято такое обращение: «Святы Алэксiю, а на тобi лен сiю. Дай, Божэ, знаты, з кiм буду у пары стояты».
Традиционной потехой этого дня были гусиные бои, и особенно славилась на них тульская бойцовая порода. Чтоб обеспечить азартную «сшибку», на площадку выводили несколько гусынь, которые так и назывались – «любошными», именно за них сражались меж собой самцы. А самые популярные в стае «дамы» звались «любавами», за обладание ими гуси готовы были пойти на все.
В боях были строгие правила, за исполнением их следил судья, слово которого считалось непререкаемым. Соперникам запрещалось выклевывать друг у друга глаза, щипать за шею и ноги. Разрешалось бить крыльями, щипать крылья и голову. Победа присуждалась тому бойцу, которому удавалось клювом пригнуть крыло другого поединщика, или тому, от которого второй «спортсмен» бежал наутек, покидая ринг, а также в случае начисления большего количества очков за результативные нападения. * * * Вот такой это был день. Насыщенный, что и говорить: и трудов немало, и развлечений. Так оно и понятно – пробуждение природы означало и для людей усиление активности.
|