8 сентября праздник Лады - женской ипостаси Рода, супруга Сварога.
8 сентября праздник Лады - женской ипостаси Рода, супруга Сварога.
Богородица Лада - матерь богов, она же - рожаница, "матерь - Родиха", помогающая при родах, всещедрая матерь, покровительница любви и браков покровительнице свадеб, брачной жизни.
У неё множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.. ; а так же богиня изобилия, созревания урожая и плодородия. Для верующих - заступница пред богами; защищает от их гнева. Позднее, уже после крещения Руси, ее приравняли к христианской богородице.
Соответствует скандинавской богине Фрее; день недели, ей соответсвующий - friday (пятница) - этим объясняется уважение, питаемое ко дню пятницы, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться, не "ладится" ("Ладо" - звательный падеж от имени "Лада"). До сих пор имя Лады звучит в детской присказке "Ладушки-Ладушки, где были - у бабушки" (Лада - матерь богов, соответственно - она же и "бабушка" прародительница). У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.
В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну.
Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.
На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба. Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.